Почаевско-Успенская Лавра: история монастыря

Posted on 18.01.2021 by ukr

Почаевско-Успенская Лавра-второй по величине православный храм Украины. Расположенный в крошечном селе Почаев на западе Украины, он на протяжении веков был местом консолидации православной веры. История Украины как государства также оказала влияние на Почаевскую лавру.

Строительство

Почаевская лавра в Украине, которая сейчас является грандиозным храмом, состоящим из многочисленных церквей, колокольни и архиерейской резиденции, когда-то не была такой роскошной. Первые монастырские помещения были расположены в пещерах, а первое деревянное здание-Успенская церковь-как говорят, было построено в 13 веке на холме. Некоторые легенды утверждают, что Почаевский монастырь был основан монахами Киево-Печерской Лавры, бежавшими от монгольского нашествия 1240 года.

Читайте также: Возникновение и распад Киевской Руси

Однако официально церковь впервые упоминается в 1527 году. Во второй половине XVI века монастырь процветал благодаря Иову Почаевскому, который теперь носит статус святого. На протяжении всей своей жизни Иов Почаевский создавал жилые помещения для монахов, окружал монастырь забором и основал типографию, которая была довольно популярна в ту эпоху.

Почаевская икона Божией Матери

Почаевская икона Божией Матери

В 1597 году Почаевский монастырь обрел один из самых известных своих священных элементов — икону Божией Матери. Икона была подарена монастырю Анной Гойской, женой губернского судьи, владевшего Почаевом во второй половине XVI века. Хотя точное происхождение иконы неизвестно, считается, что она была подарена Анне греческим митрополитом-Неофитом. Икона написана в византийском стиле и изображает Марию, Иисуса и многочисленных святых, таких как Илия, Святой Стефан и Святая Екатерина.

В наши дни Почаевская икона Божией Матери является одной из самых священных православных икон. Почаевская лавра также сыграла большую роль в истории Украины — например, в 1651 году монахи монастыря дали приют казацким офицерам и дворянину Завадскому после июльской битвы под Берестечком. Одна из легенд гласит также, что Почаевская икона Божией Матери спасла местных жителей от нашествия турок в 1675 году. Это событие нашло отражение в «Почаевской Божьей матери» думе — эпической поэме, чрезвычайно популярной в эпоху Гетманщины.

Почаевско-Успенская Лавра

Переход в католичество

Почаевская лавра во второй половине XVII века на территории Западной Украины стала площадкой противостояния католической и православной церквей. После восстания Хмельницкого 1648-1657 гг., закончившегося поражением казачества, польское правительство предприняло значительные усилия по обращению жителей украинских земель и местных храмов в католичество. Почаевский монастырь не был исключением. В 1713 году монастырь был преобразован в греко-католический храм. В эту эпоху Почаевский храм приобрел свою самую роскошную часть — Свято-Успенскую церковь.

Читайте также: Украинская степь

В 1771 году Ян Готфрид Гофман, известный архитектор из Силезии, подписал контракт на строительство новой церкви на территории монастыря. Новый храм был оформлен в богатом стиле барокко и финансировался польским дворянином Миколаем Базыли Потоцким, который был похоронен в монастырском склепе после своей смерти в 1782 году. Строительство было закончено в 1791 году.

Новая Свято-Успенская церковь стала центральной частью архитектурной композиции монастыря. Интерьер украшен золотыми элементами, а алтарь украшен многочисленными колоннами и статуями в классическом католическом стиле. Алтарь и интерьер Почаевско-Успенской Лавры впечатлили не только прихожан, но и художников — известный украинский живописец и писатель Тарас Шевченко изобразил Лавру в 1846 году в серии этюдов и акварелей

(Visited 74 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − два =

Выбор читатаелей

Свежие записи